Как правильно составить смету на ремонт
Смета — не просто денежное выражение строительства или ремонта, но и настоящий план подряда. Рассказываем, по каким принципам она должна формироваться.
Фото: Legion-Media
С чего начинается работа над сметой
Прежде чем дело дойдет до подписания каких-либо договоров, вы должны сами для себя определить, жилье с каким классом (уровнем) отделки вы хотите иметь после ремонта. Затем свои намерения нужно донести до потенциального подрядчика. Чтобы не случилось досадного непонимания (часто заказчик и подрядчик говорят на разных языках), составляется задание на выполнение сметно-технической документации.
При составлении задания на осмечивание площадь квартиры лучше разбить на помещения (прихожая, гостиная, спальня и т.д.). Затем надо сформировать существенные условия подряда, которые дадут оценку реальности ваших намерений по классу ремонта. То есть надо на бумаге, очень подробно, записать все желаемые ремонтные работы и материалы.
Что должно быть в смете
Подрядчик, ознакомившись с этим списком, составляет смету. В ней обязательно должны быть указаны:
- название работ и их содержание (виды, перечень);
- объем работ;
- способы выполнения работ (технология);
- категория качества;
- этапы и сроки выполнения работ;
- вид и количество строительных и отделочных материалов;
- цена работ и график оплаты.
Подробное описание видов работ подрядчиком, его знание технологий и рыночных цен — гарантия того, что вы имеете дело с настоящим профессионалом, которому можно поручить объект. Иначе как вы поймете, почему монтаж подвесного потолка стоит столько-то, а не столько? Если вы что-нибудь не включили в свой список (вы же ведь не строитель), опытный подрядчик всегда добавит необходимые материалы и виды работ. Без преувеличения можно сказать, что смета — это план подряда. Чем правильнее она составлена, тем вернее и гарантированнее пойдет процесс ремонта. Для упрощения задачи приводим в качестве примера пункты, которые должны быть в шапке сметной таблицы:
- Этап производства
- Виды работ (содержание), способ выполнения
- Критерии качества
- Объем работ
- Стоимость работ
Ответственность сторон
Одно из самых узких мест в процессе ремонта — определение критериев качества. Действительно, подрядчик под категорией «высококачественная отделка» может понимать одно, а заказчик — совсем другое. Настоятельно рекомендуем включить в сметную документацию ссылки на СНиПы и ГОСТы. Их довольно много и почти на все случаи жизни. Обращаем внимание, что знание СНиПов — еще один существенный плюс подрядчику.
К тому же в случае возникновения конфликтной ситуации и доведения до судебного разбирательства отсутствие в договоре и в сметно-технической документации указания на СНиП не является оправдательным аргументом.
Обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В статье 732, посвященной бытовому подряду, четко прописаны взаимоотношения сторон: «Подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и особенностях, о цене, о форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующие работе сведения, если по характеру работы это имеет значение. Подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять». А также: «Заказчик вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполняемой работы, а также возмещения убытков в том случае, когда, вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации, был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик».
Да, Гражданский кодекс РФ указывает, что вы «вправе требовать», но всем известно, что судебная тяжба — дело весьма неприятное и долгое, так что лучше до нее не доводить и принять, как говорится, превентивные меры. Когда-то давно на Руси родилась крылатая фраза: «Ничто никогда не строится в срок и в пределах сметы!». Что ж, у нас с вами есть счастливая возможность не повторять ошибок прошлого и не наступать на те же грабли.